Происшествия

«Сейчас Путина прятать уже не просят» Как Сергей Полунин набил на груди татуировку с Путиным и изменил свою жизнь : Театр: Культура: Lenta.ru

21 июня на сцене Crocus City Hall состоится показ балета «Распутин» в постановке японского хореографа Юки Ойши. Григория Распутина танцует звезда мирового балета Сергей Полунин, императрицу Анну Федоровну — олимпийская чемпионка в танцах на льду Елена Ильиных. Специальный корреспондент «Ленты.ру» Петр Каменченко встретился с Сергеем Полуниным и поговорил с ним о российском балете, японском хореографе, личности рокового старца, гомофобии, политкорректности, татуировке с Владимиром Путиным и жизни после смерти.

Чтобы обрести звездный статус, сегодня уже недостаточно быть просто лучшим в профессии. Нужно обладать яркой харизмой, уметь удивлять пресыщенную зрелищами публику, иметь скандальную репутацию, паблисити и никогда не останавливаться на достигнутом. Все это с избытком есть у Сергея Полунина. Вот некоторые факты его неординарной биографии.

В четыре года Сергея отдали в секцию спортивной гимнастики. Малыш решил, что обязательно должен стать олимпийским чемпионом, и тренировался по шесть часов в день. В восемь лет начал заниматься танцами, в девять поступил в Киевское хореографическое училище, в двенадцать стал призером крупного международного конкурса, а через год при поддержке фонда Рудольфа Нуриева получил возможность учиться в школе Королевского балета в Лондоне. В 17 лет был принят в труппу, а в 19 стал самым молодым премьером в ее истории.

Лондон. Королевская опера, Ковент-Гарден. Балет «Манон». Танцует Сергей Полунин

Лондон. Королевская опера, Ковент-Гарден. Балет «Манон». Танцует Сергей Полунин Фото: Robbie Jack / Corbis via Getty Images

Полунин с неизменным успехом танцевал в самых известных постановках Лондонского королевского балета: «Манон», «Жизель», «Баядерка», «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Золушка»… Но одновременно с ростом его славы в желтой прессе все чаще стали появляться истории о бурной личной жизни танцора, о вечеринках в модных лондонских клубах, о наркотиках, депрессии и даже о попытках членовредительства.

За Сергеем закрепились скандальная репутация и прозвища enfant terrible и bad boy британского балета. В 2012 году Полунин неожиданно покинул Королевский балет, заявив, «что из-за слишком жесткой атмосферы театра в нем погибает художник». Однако вскоре выяснилось, что в Лондоне ему оформили «волчий билет», и ни один европейский театр строптивую звезду в труппу взять не спешит.


Sergei Polunin x Anton Corbijn

Тогда опальный танцор приехал в Россию, где стал премьером Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко и постоянным приглашенным солистом Новосибирского театра оперы и балета, а с 2016 года — приглашенным солистом Баварского государственного балета (Мюнхен).

В 2018 году Полунин принял российское гражданство, добавив его к уже имеющимся у него украинскому (родился в Херсоне в 1989 году) и сербскому (с 2017 года).

В 2019 году артист должен был танцевать в балете «Лебединое озеро» в Парижской национальной опере, но тут вдруг обнаружился его пост в Instagram, который почему-то сочли гомофобским. Одновременно Полунину припомнили его высказывания о бодипозитивных гражданах с избыточным весом и татуировку на груди с портретом Владимира Путина. Контракт был разорван.

В том же году Полунин стал и.о. ректора Академии хореографии Севастополя, за что был назван врагом Украины на известном интернет-сайте «Миротворец». В первый набор Академии вошли 30 детей дошкольного возраста, обучение которых финансируется фондом, созданным Полуниным.

Елена Ильиных и Сергей Полунин

Елена Ильиных и Сергей Полунин Фото: пресс-служба SAV Intertaniment

В 2020 году у Сергея Полунина и Елены Ильиных родился сын, которого назвали Мир.

О толерантности и свободе самовыражения

«Лента.ру»: Готовясь к интервью, я довольно подробно ознакомился с вашей биографией и прочел то, что пишут в прессе. И, честно сказать, нахожусь в растерянности. С одной стороны трудоголик и перфекционист — в недавнем интервью вы сказали, что за год у вас было всего четыре выходных, а с другой — то, что принято называть прожиганием жизни: загулы, скандалы, ночные клубы, наркотики… Как это сочетается? Или что тут неправда?

Сергей Полунин: В газетах много чего пишут, не стоит всему этому верить. А если что и было, то давно прошло. Сейчас другое время — коронавирус.

Вас нередко обвиняют в эпатаже, но у меня сложилось впечатление, что вы человек искренний и достаточно смелый. Я прочел ваше высказывание (и то, что было по-английски), из-за которого вас обвинили в гомофобии и разорвали контракт в Париже, и не нашел в нем абсолютно ничего гомофобского и предосудительного. Вы честно и прямо сказали, каким, на ваш взгляд, должен быть современный мужчина. Неужели для того, чтобы получить работу, нужно скрывать свои взгляды и лицемерить?

Когда ты говоришь людям правду, то есть то, что ты на самом деле думаешь, это не всем нравится. Ни в какой форме. Нужно быть политиком, потому что люди остро воспринимают любое высказывание, противоречащее их принципам и интересам. Нужно быть очень аккуратным и все время контролировать, что, где и кому ты говоришь. Особенно если ты человек публичный и работаешь в сфере культуры, кино, музыки.

Там очень следят за тем, что ты сказал десять или даже тридцать лет назад и жестко наказывают, если это не соответствует сегодняшним требованиям или просто нужен повод

Это называется cancel culture (культура отмены — прим. «Ленты.ру»). Человека исключают из социальной жизни — так, что он не может получить работу. И это, конечно, несвобода. Я думаю, на Западе это тоже людям не нравится, от этой культуры все уже устали.

И как с этим бороться?

Смотря где ты находишься. В каждой стране — свои правила. Если ты хочешь работать в Америке — там свои условия, в России — свои, в Китае — свои… Если не хочешь попасть в неприятности, за этим всем нужно постоянно следить. Или, наоборот, пытаться это пробить и, если есть силы, свою дорогу топтать. Но не у всех есть силы, чтобы бороться против системы. Умнее бывает влиться в общий поток и искать в этом свою выгоду.

Сергей Полунин

Сергей Полунин Фото: @poluninink

У вас нет ощущения, что в сегодняшнем мире остается все меньше и меньше свободы, в том числе и свободы творчества?

В творчестве — да. Например, в Лондоне меня обвиняли в гомофобии, а в Сингапуре и в Китае я не мог продать свой спектакль Sacre, посвященный Вацлаву Нижинскому, потому что там персонаж — мужчина — помадой красит губы. То есть нужно постоянно следить за тем, что можно, а чего нельзя, в каких культурных традициях это принимается, а в каких нет.


Sergei Polunin performing Take Me To Church in London

Ваша карьера выглядит как осознанный отход от классического балета в сторону современного танца, поиск новых форм, сочетаний жанров, а также как стремление преодолеть сложившуюся иерархию и диктат государственных театров. Вам не хватает личной свободы или это диктуется необходимостью развития самого танца?

Все индустрии меняются, ничего на месте не стоит. На этом фоне балет — это очень старая и консервативная система, она не развивается столь динамично, как футбол или кино. Раньше киностудии имели свой штат актеров и могли диктовать им собственные правила. Потом у актеров появились агенты и менеджеры, и они стали диктовать студиям собственные условия. Балет, на мой взгляд, это очень своеобразная и устаревшая культура, которая не раскрылась. И было бы здорово параллельно существующей системе выстроить новую, которая с ней конкурировала бы или хотя бы предложила выбор. Потому что когда есть выбор — есть стремление развиваться. Сейчас как: в Лондоне, Мюнхене или Москве, если тебе не нравится театр, то нужно менять страну. У тебя нет альтернативы. А значит, ты должен радикально поменять свою жизнь. Кроме того, театры договариваются между собой. В результате свободы нет и в творческом плане — танцевать, где хочешь, и в денежном плане.

Фрагмент балета «Распутин». Танцует Сергей Полунин

Фрагмент балета «Распутин». Танцует Сергей Полунин Фото: пресс-служба SAV Intertaniment 1/4О «Распутине», космосе и Boney M

На премьере в Лондоне публика приняла ваш балет «Распутин» с восторгом, а отзывы в прессе были ужасными. Что это — месть, политика, непонимание, дурной вкус?

Прессу в Лондоне легко просчитать. Что им выгодно, то они и будут поднимать и поддерживать. И наоборот. Я много раз был тому свидетелем. Борис Эйфман привозил свой балет, и это было очень круто, я своими глазами это видел, а критики в Лондоне ему ставили две-три звезды. Через пару дней мы ходили на английского хореографа, это невозможно было смотреть, и публика была согласна, что работа неудачная. Не потому, что хореограф плохой, а просто работа не получилась, а газеты все по пять звезд ему дали. То, что им выгодно, они преподносят, а что невыгодно — клюют.


Rasputin x Ulyana Sergeenko

Вы уже работали с Юкой Ойши раньше. Какова ваша и ее роль в создании балета «Распутин»?

Она придумала этот балет, имея в виду меня. Ей хотелось сделать балет на какую-то историческую тему, и чтобы личность, которую я буду танцевать, была мне интересна. И у нее родилась идея «Распутина». А моя компания помогла Юке спродюсировать этот балет. Мы помогли ее идеям воплотиться в реальность, дали ей необходимую платформу: соединили ее с Ульяной Сергеенко, которая подготовила костюмы, соединили с Кириллом Рихтером, который написал музыку. Моя роль в создании этого балета была в большей степени продюсерской.

Григорий Распутин — он кто? Каким вы его себе представляете?

Когда я танцую Распутина, то воспринимаю его позитивно. Представляю, что он хотел царской семье добра, хотел помочь больному ребенку, успокоить его мать, дать совет отцу. Но в нем были и темные стороны, жили свои демоны. Конечно, он манипулировал людьми. Про него много всего написано, и оценки ему даются разные, часто противоположные.

Кто-то его считает чертом, а кто-то — святым мучеником

Юка не писала конкретного исторического персонажа, а полагалась на собственную интуицию. Мне она сказала, что о Распутине слишком много всего написано, и она лучше постарается почувствовать своим нутром, как все это правильно представить. Она особенный человек, черпает информацию из космоса, что ли… Она не придумывает это головой, а просто чувствует, как должно быть.

Готовясь в этой роли, вы знакомились с историческим контекстом, что-то специально читали о Распутине и его времени? Например, знакомы ли вы с дневниками личного секретаря Распутина Арона Симановича, которые наделали в свое время много шума?

Мы посмотрели несколько фильмов о Распутине, но не могу сказать, чтобы я очень углублялся в исторические события или подробно изучал личность Распутина. Юка это сделала. Что я заметил у Юки — когда начинаешь танцевать ее хореографию, понимаешь: ага, вот что она имела в виду! Каждое движение продумано, просчитано. Танцуешь и понимаешь — вау, вот он какой, Григорий Распутин! Почему я работаю с Юкой? Потому что она не фальшивит. Когда я это понял, я стал ей абсолютно доверять.

Вам близок образ Распутина, его дуализм?

Может быть… Я думаю, темная и светлая стороны в каждом человеке присутствуют. История Распутина — очень человеческая. В каждом из нас происходит борьба добра и зла.

Фрагмент балета «Распутин»

Фрагмент балета «Распутин» Фото: пресс-служба SAV Intertaniment 1/5

Этот балет играется на разных площадках, от Барвихи до античного цирка в Кесарии в Израиле. Какая площадка вам особенно запомнилась и насколько спектакль зависит от сцены, где он играется?

Площадки играют важную роль, также многое зависит от количества зрителей. Очень запомнилось выступление в Амстердаме. Там проходил музыкальный фестиваль, и я выступал в два часа ночи. Было больше двух тысяч зрителей. Кто-то пришел с танцев, кто-то уже подвыпил, многие вообще никогда в жизни не видели балета и, может быть, вообще никогда в театр бы не пришли, а тут смотрели балет, затаив дыхание. Очень круто было завоевать их внимание и танцевать для них. Видеть, как меняются их эмоции, как меняется атмосфера. Люблю танцевать в таких местах, где танец никогда не показывали. Хотел бы станцевать «Распутина» на Красной площади.

Забавный вопрос: вам приходилось слышать знаменитый хит Boney M «Ra-Ra-Rasputin, Russia’s greatest love machine» и как вы к нему относитесь?

Ну, это очень известная песня, и у многих людей при имени Распутина тут же возникает в памяти ее припев. Я и сам его часто напеваю. Но перед спектаклем мы ее, конечно, не слушаем (смеется).

Об азбуке танца, застое и новых технологиях

Как вы относитесь к новым технологиям? Сейчас поясню: некоторое время назад я делал материал о балете «Сны спящей красавицы» с Дианой Вишневой, был на репетициях, разговаривал с артистами, хореографом, продюсером, техниками и т.д. В этом спектакле используется множество новых технологий. Вишнева и ее партнеры танцуют в специальных костюмах с датчиками, а на экране вместе с ними танцуют их аватары, созданные под разные настроения. Множество визуальных и звуковых эффектов. Видели ли вы эту постановку и насколько такой подход, на ваш взгляд, перспективен?

Ко всему новому я отношусь очень хорошо. Если технологии что-то улучшают или что-то добавляют в шоу, я использую это обязательно. На мой взгляд, чтобы отражать в искусстве современность, ты должен использовать самые современные возможности. Если есть возможность использовать датчики в костюмах и создавать при их помощи танцующие аватарки — это круто. Но если ты используешь технологии 20-летней давности, то это уже совсем не круто, потому что это уже устарело. Но какими бы ни были прекрасными технологии, танец в балете — все равно самое важное. Танец для меня — это дело на миллион долларов.

Материалы по теме

00:0218 сентября 2019

f23cd69d33b0059f09916d0ee7bdc28e

«Это определенная ломка, но через нее надо пройти»

Танцующие аватары, кошмары и Диана Вишнева в самом необычном шоу сезона

«Сны спящей красавицы» я пока не видел, но посмотрю обязательно, как только появится такая возможность.

Как, по-вашему, будет развиваться искусство танца вообще и балет в частности?

Классический танец — это самое ценное, что есть в балете. Классический танец — это азбука, ее уже придумали, а вот какую напишут книгу — вопрос. Да, я иногда ухожу от классики к современному танцу, к драматическим постановкам, но моя главная цель — это большие классические балеты, в современных постановках, с новыми артистами, современными костюмами, декорациями, дизайном, историей, эмоциями, современной музыкой — не попсой, конечно, а современной музыкальной классикой. На мой взгляд, это и есть развитие и правильный путь.

В СССР было принято гордиться космосом, хоккеем и балетом. Оставим космос и хоккей в покое, а как вы оценили бы настоящее состояние российского балета?

Наш балет остался хорошим, есть традиции, есть хорошие труппы, но нет прогресса, не идет развитие.

То есть застой?

Да. Я бы так сказал. В классическом балете я не вижу ничего, о чем можно было бы сказать, что это что-то новое и интересное. Правда, я пока не видел балет «Нуриев».

Ваши отношения с Большим театром?

Нормальные отношения.

Но вас туда не приглашают.

Я думаю, если бы стояла такая цель и у меня нашлось бы желание, и из театра пригласили бы. Но сейчас такой задачи нет. Не вижу в этом смысла, я уже станцевал много классических балетов, и это будет для меня шагом назад, а не каким-то развитием.

Сергей Полунин

Сергей Полунин Фото: «Комсомольская правда» / Global Look Press О тату с Путиным, о сербах, «Челси» и жизни после смерти

Расскажите о своих татуировках. Что они означают и зачем они вам?

Татуировки… Сейчас уже, наверное, они мне незачем, а когда я их делал, мне нравилось, как это выглядит. Изначально они давали мне ощущение свободы. Раньше, если человек работал в офисе какой-то серьезной компании или в банке, ему запрещалось делать татуировки на открытых частях тела, на руках или на лице. Если ты сделал такую татуировку, ты уже не мог в офисе сидеть и работать. Было такое табу.

Я смотрел на людей с татуировками и думал: вау, они, наверное, ни к чему не привязаны, они такие свободные!

А потом это стало популярным, и все их стали делать. Мне нравится, как они смотрятся, но такой уж серьезной надобности в них сейчас у меня нет.

Путин на тату — это был готовый трафарет или кто-то сделал для вас оригинальный рисунок?

Нет, это я сам фотографию нашел.

Часто приходится Путина замазывать?

Смотря какая ситуация в мире. Раньше — почти всегда. Даже в Китае во время съемок для модных журналов просили закрасить, хотя там очень любят Путина. Это политика. Я спокойно к этому отношусь, если меня об этом просят — для меня это не проблема. Но мир так быстро меняется, и так интересно за этим наблюдать, особенно когда много путешествуешь. Сейчас к татуировке чаще нормально относятся, и Путина можно уже не прятать.

Почему Сербия и сербское гражданство?

Как-то так получилось по жизни, что сербы мне очень помогали. Хорошие люди с правильными ценностями.

Знаю, что вы интересуетесь футболом. За какую команду болеете?

Когда в Англии жил — болел за «Челси», но сейчас футболом уже мало интересуюсь.

Расскажите о работе над новым клипом, который вы сняли с Еленой Ильиных.

У Елены есть мечта: она хочет стать актрисой, развиваться в этом направлении. Но ее дар и основная профессия — это фигурное катание. И мы решили сделать какой-то арт-проект, в котором можно было бы объединить ее желание и ее талант, а также дать толчок к дальнейшему развитию. Я не считаю себя каким-то большим режиссером, но Елена меня уговорила, и мы поехали на Аляску и там сняли клип.


Sia — Music (Elena Ilinykh Dance Video)

Последний вопрос. Верите ли вы в бога, рай, ад и жизнь после смерти?

Верю ли я в бога… Да, верю. В ад и в рай тоже верю, но представляю их как уровни — уровень вверх, уровень вниз. В жизнь после смерти верю как в реинкарнацию, но не обязательно в этом мире и в образе человека. Я верю в реинкарнацию после смерти, но неизвестно, будешь ли ты планетой, человеком, собачкой, насекомым или существом, которого мы еще не знаем…

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»