Крымский мост охраняют уникальные катера, спецназ и боевые пловцы. Что известно об их работе?: Полиция и спецслужбы: Силовые структуры: Lenta.ru
Семь лет назад, 16 марта 2014 года, Крым вошел в состав России. Пять лет спустя, в декабре 2019 года, завершилось строительство Крымского моста — главной транспортной артерии, связывающей полуостров с материком. Сегодня мост считается одним из наиболее важных стратегических объектов страны. Поэтому его круглосуточно охраняют бойцы спецназа, боевые пловцы и опытные моряки, на вооружении которых состоит самая современная техника. Все они несут службу в морском отряде отдельной бригады особого назначения Росгвардии. В тонкостях работы этого уникального подразделения разбирался корреспондент «Ленты.ру» Игорь Надеждин.
Керчь — это не город розы ветров, а сама роза ветров, говорят моряки. Летом здесь отличная погода, но в остальные времена года она непредсказуема и меняется моментально: только что было тихо и безветренно, а спустя минуту ветер буквально сбивает с ног. Проходит полчаса — и вновь тихо. При этом на берегу может быть спокойно, а выходишь в пролив — там штормит.
Материалы по теме
00:09 — 6 марта
«Надо идти на фронт, а то война без нас кончится»
Как советский артиллерист стал лучшим истребителем «Тигров» и получил награды от Рузвельта и Сталина00:07 — 13 марта
«Бригада переднего края»
Эти бойцы уничтожили последнего главаря чеченских боевиков. Почему об их работе известно так мало?
Рано утром мы поднимаемся на борт десантного катера БК-16. По трансляции звучит знакомое даже далекому от морской жизни: «Отдать носовой!», «Отдать кормовой» — швартовы скидывают с кнехтов, и мы отваливаем.
Медленно идем по «дворику» (так моряки называют бухточку, где у причалов пришвартованы катера), затем делаем поворот на 90 градусов и через створ морского поста выходим в акваторию. Буквально за несколько секунд катер разгоняется до 30 узлов (примерно 56 километров в час). Держим курс на главный пролет Крымского моста.
Мне везет: волнения на море почти нет, туман тоже не опустился (что редкость для весны в этих местах). Зрелище завораживающее: Крымский (или Керченский) мост ажурными фермами рассекает пролив на огромной высоте. Он смотрится гармонично и легко. И кажется очень уязвимым.
Эксклюзивный отряд
Морской отряд отдельной бригады особого назначения был создан 1 марта 2018 года приказом директора Росгвардии, генерала армии Виктора Золотова. Вместе с руководством Крыма было определено место его дислокации в городе Керчи. О том, как начинался путь отряда, в беседе с «Лентой.ру» вспоминает его командир, капитан первого ранга Юрий П.
Крымский мост Фото: Игорь Надеждин / «Лента.ру»
В 2018 году Юрий был выпускником академии имени Фрунзе, который стал первым начальником штаба созданного отряда. По его воспоминаниям, там, где сегодня базируется отряд, раньше было одно-единственное здание, построенное еще в начале 70-х.
По словам командира, отбор в отряд проводился по конкурсу: люди шли со всей России. Отбирали лучших, поскольку охрана Крымского моста — не просто сложная, а сейчас уже реально боевая задача. Как отмечает командир, отряд — «абсолютно эксклюзивный», и это связано с несколькими факторами.
Во-первых, навигация в районе дислокации отряда круглогодичная: бойцы постоянно выходят в море и зимой, и летом. Во-вторых, в отряде ежедневно работают водолазы и спецназ.
Мы несем службу сразу в трех средах: под водой, на воде и на суше. И даже чуть-чуть — в воздухе. Личный состав и техника у нас задействуются очень интенсивно, а люди и машины должны иногда отдыхать
Юрий П. командир отряда Как создавались морские части внутренней охраны в России
История морских частей войск правопорядка берет свое начало еще с дореволюционных времен: во время Русско-японской войны 1904-1905 годов возникла необходимость охраны с воды железнодорожных мостов через реки Енисей, Обь, Чулым, Томь, Иртыш и Иркут.
Именно на этих реках появились первые паровые баркасы с вооруженной охраной, патрулировавшие акваторию и предотвращавшие подрывы мостов диверсантами-ниндзя. Во время Первой мировой паровые суда заменили на катера с двигателями внутреннего сгорания.
В 1968 году уже во внутренних войсках была поставлена задача охраны объектов государственной важности. Быстро выяснилось, что для этого нужны морские силы — и с 1976 года началось формирование морских частей внутренних войск.
Днем основания морских воинских частей и подразделений войск Росгвардии считается 3 марта 1978 года. Морские подразделения состояли из звеньев сторожевых катеров и специальных водолазных групп, которые входили в состав воинских частей по охране объектов на коммуникациях.
Дальнейшая практика показала, что оптимальными структурами для поддержания должной боевой готовности являются морской дивизион и отряд сторожевых катеров. В результате в 1988 году в Хабаровске был сформирован дивизион сторожевых катеров на озере Байкал.
Катера охраняли мосты через реки Амур, Уссури, Зея, Бурея, Тунгуска, Селемджа, Амгунь и Хор. Большое внимание уделялось охране подводного тоннеля под Амуром в районе Хабаровска. Общая численность военнослужащих морских подразделений составляла около 400 человек и более 50 единиц катеров.
В дальнейшем для охраны важных государственных объектов и подготовки морских специалистов были созданы морские отряды в городах Мурманск, Озерск и Северобайкальск.