Рубрики
Происшествия

Американский папаша. Уилл Смит сыграл отца самых титулованных спортсменок мира. Почему он заслужил «Оскар»?: Кино: Культура: Lenta.ru

В прокате «Король Ричард» — духоподъемный байопик отца великих теннисисток Серены и Винус Уильямс, сделавшего их одними из самых титулованных спортсменок современности. «Лента.ру» рассказывает, почему от этой оптимистической истории не веет фальшью и как Уилл Смит сыграл в ней свою лучшую роль за многие годы.

Каждый божий день ни свет ни заря Ричард Уильямс (Уилл Смит) сажает дочерей Винус и Серену (плюс трех девочек от первого брака жены) в старенький дом на колесах и едет на теннисный корт. Семья живет в Комптоне, поблизости от корта околачиваются опасные парни, отпускающие в адрес девочек разнообразные сальности. Ричард прикрывает их собой — причем буквально, исправно получая в корпус и в голову. Однако его мечту так просто не сломать. Он уверен, что Винус и Серена станут величайшими теннисистками в истории. Более того, у Ричарда есть самостоятельно написанный план восхождения дочерей к успеху, которого он неукоснительно придерживается. По ночам он, чтобы свести концы с концами, работает в собственной небольшой охранной фирме. Днем — печатает листовки и умоляет дорогих тренеров взять талантливых дочерей на воспитание. Кажется, что идея Уильямса — чистое безумие, однако сегодня только ленивый зритель не знает, что все задуманное им сбылось.

Кадр: фильм «Король Ричард» 1/4

Настоящий Ричард Уильямс родился на юге США и с ранних лет сталкивался с самыми разнообразными проявлениями расизма. На него и его друзей охотился ку-клукс-клан, а он в отместку воровал у белых продукты, забивал их скот и считал это не только вынужденными мерами, но и проявлением справедливости, которая выше закона. Теннисом он заболел еще до рождения дочерей — увидел по телевизору матч и той же ночью написал подробнейший план превращения своих отпрысков в звезд вида спорта, в котором исторически господствовали белые. Фокус в том, что в тот момент у Уильямса не было не только дочерей, но и жены, готовой на эту авантюру. Однако он был преисполнен почти сверхъестественной уверенностью в том, что его бизнес-план не блажь, но мистическое озарение. Еще более удивительно то, что он оказался абсолютно прав. Свою историю Ричард изложил в книге «Черное и белое: как я это вижу», опубликованной в 2014 году — за два года до того как его разбил инсульт.

Книга эта была, конечно, обречена на экранизацию. Бешеные сюжетные повороты, настоящий (и остроактуальный) драматизм и в конце концов невероятный успех, которого добился Уильямс, — проще говоря, богатейший материал для обновленной редакции американской мечты. Дикой энергии, которой полыхал герой с чертами ветхозаветного безумца, пожалуй, было даже многовато. Большое студийное руководство все-таки предпочитает не идти на риски такого рода в широкоэкранном формате. В сериалах — пожалуйста, но публика кинотеатров продюсерами чаще приравнивается почти что к преданным зрителям центрального телевидения СССР.

Так что совершенно неудивительно, что кровь, пот и ярость Уильямса по пути на экраны изрядно отредактировали. В фильме нет никакой предыстории, опасные улицы Комптона начала девяностых, породившие гангста-рэп, заливает ласковое солнышко, а Ричард проявляет себя не столько бунтарем, сколько визионером, желающим своим детям самого лучшего.

Однако это тот самый редкий случай, когда от голливудской карамелизации не сводит зубы в первые же минуты, даже напротив — фильм захватывает и провоцирует оправдывать смягчение исходника.

Первая причина здесь, наверное, в том, что «Король Ричард» едва уловимо, но неуклонно отступает от канонов спортивной драмы. Все мы прекрасно знаем, что согласно законам жанра герой должен упорно тренироваться и даже обязательно потерпеть сокрушительное поражение, но только чтобы красиво встать на ноги и устроить супостатам триумф воли. Фактически ничего подобного в «Короле Ричарде» нет. Избежать штампов помогает сдвиг фокуса, который осуществили режиссер Рейнальдо Маркус Грин и сценарист Зак Бэйлин. Их Уильямс не просто борется с обстоятельствами, он следует продуманной до мелочей стратегии. Это превращает парадный байопик в историю скорее про эффективный менеджмент, чем про спортивную злость. Здесь, впрочем, хватает жестких эпизодов: Уильямсу приходится обивать пороги тренеров, убеждая в гениальности дочерей; его несколько раз больно бьют по лицу. Но эти сцены вызывают восхищение не верой героя, а стройностью продуманной схемы.

Кадр: фильм «Король Ричард» 1/4

Вторую (и возможно, главную) причину успеха фильма зовут, разумеется, Уилл Смит. Актер обладает обаянием такой убойной силы, что оно способно не только привлекать зрителей, но и уничтожать замыслы режиссеров, недооценивших незаурядное дарование. Многие годы казалось, что этот замечательный артист никогда не найдет достойной роли, которая при этом еще и будет вписана в подходящую драматургическую конструкцию. «Король Ричард» — именно тот случай. Смит здесь ошарашивает уже чисто внешне: слегка обрюзгший, сутулый, не вылезающий из отчаянно коротких теннисных шортов, он здесь едва ли не впервые в карьере не боится быть отталкивающим. Именно этой актерской работе фильм и обязан целительной амбивалентностью. Артист явно внимательнейшим образом изучил мемуары Уильямса и просмотрел часы видеоматериалов. В итоге стройная, гладкая, духоподъемная конструкция приобретает живую шероховатую достоверность. Экранный Уильямс не просто твердой и нежной рукой ведет дочерей к успеху, в его глазах то и дело сверкает неподдельное маниакальное безумие, которым всегда отличался прототип.

Материалы по теме

00:0219 ноября

Львиная доля.

Вышло продолжение мирового хита «Король тигров». Каким оно получилось?00:03 6 ноября

Эльба на встрече.

В прокат вышел вестерн про афроамериканцев на Диком Западе. Каким он получился?

Именно благодаря Смиту «Король Ричард» не выглядит просчитанной данью актуальной повестке. Это фильм, который показывает, что афроамериканцам нет надобности влезать в трико Черной пантеры — своих абсолютно реальных историй, достойных экрана, у них предостаточно. «Короля Ричарда» уже называют одним из фаворитов «оскаровской» гонки и у нас нет ни одного повода спорить с этими прогнозами. Единственное, что может помешать картине (или хотя бы Смиту) взять статуэтку — старомодный гендерный расклад. Речь все-таки идет о фильме, в котором самые известные героини остаются в тени сильного пожилого мужчины. Впрочем, сами Винус и Серена с этой точкой зрения более чем согласны.

Фильм «Король Ричард» (King Richard) вышел в российский прокат

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *